РЕЗОЛЮЦИЯ
V ЯЛТИНСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ « ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

10-11 октября 2019 года в г. Ялта Фонд «Транспортная безопасность» при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Министерства транспорта Республики Крым провел V Ежегодную конференцию «Транспортная безопасность в Российской Федерации» (далее - Конференция).
Целью Конференции явилось информирование субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков о текущем состоянии нормативного правового регулирования в области обеспечения транспортной безопасности, а также о практическом применении законодательства в области обеспечения транспортной безопасности.
1. Было отмечено, что регламентированные законодательством процедуры подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности требуют дальнейшего совершенствования с учетом правоприменительной практики.
Опыт практической работы по оказанию услуг в области ОТБ позволяет сделать вывод о необходимости принятия ряда решений по совершенствованию законодательства в сфере подготовки и аттестации сил ОТБ, а также целесообразности рассмотрения альтернативных подходов к организации этих процессов, позволяющих оптимизировать затраты субъектов транспортной инфраструктуры (далее - СТИ) и повысить качественный уровень защиты объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС).
Отмечено, что разработка основных программ профессионального обучения по причине отсутствия у ряда работников профессионального образования для всех восьми категорий сил ОТБ нецелесообразна. Представляется целесообразным осуществлять подготовку в рамках основных программ профессионального обучения работников ПТБ, включенных в состав группы быстрого реагирования, осуществляющих досмотр, дополнительный и повторный досмотр, наблюдение и собеседование в целях ОТБ.
Помимо разработки программ (программы) обучения, изначально требуется принять принципиальное решение - включать ли в Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, все три категории либо вводить универсальную профессию по аналогии с охранником, например, работник ПТБ.
Отмечается, что второй подход позволит упростить процесс подготовки и более гибко выполнять пожелание представителей СТИ, ПТБ в части касающейся подготовки одного работника по всем трем направлениям. Учитывая право образовательной организации дополнять типовую программу обучения, которая будет универсальной, сам механизм подготовки также станет более рыночно-ориентированным, позволит не дробить программы, а внедрять принцип модульного обучения, сделает учебный процесс прикладным.
1.1. Правоприменительная практика аттестации сил ОТБ свидетельствует о ряде сложностей в ходе ее организации и проведения. Представители хозяйствующих субъектов закономерно задают вопрос о целесообразности аккредитации ПТБ и аттестации в нескольких федеральных агентствах работников, функции которых в зависимости от принадлежности объекта или транспортного средства к конкретному виду транспорта принципиально не меняются.

Так, например работники служб авиационной безопасности (подразделений транспортной безопасности на воздушном транспорте), осуществляющие досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности и имеющие значительный уровень подготовки (знаний и умений) при смене места работы на предприятие иного вида транспорта на аналогичную работу, обязаны пройти повторные процедуры подготовки и аттестации.
Представляется целесообразным скорректировать нормы законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, предусматривающими, что при прохождении аттестации (получение свидетельство об аккредитации) ряда категорий сил ОТБ в одном из органов аттестации, данное свидетельство действительно и на иных видах транспорта.
Подобный анализ представляется целесообразным провести Минтрансу России с участием подведомственных федеральных агентств и Ространснадзора, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, предприятий и организаций.
1.2. Также участниками Конференции было отмечено о нормативном правовом закреплении необходимости:
- права физического (аттестуемого) лица самостоятельно проходить подготовку и аттестацию по аналогии с кандидатами на работу в ЧОП (отнесения его к «заявителю»);
- определения порядка выдачи органом аттестации дубликата и/или копии свидетельства о прохождении аттестации аттестованному лицу;
- определения органа, уполномоченного выносить решение (представление) о внеочередной аттестации;
- определения порядка документирования решение о внеочередной аттестации и ее проведения (закрепление порядка аннулирования свидетельства об аттестации).
1.3. Представители перевозчиков из числа участников Конференции предлагают Минтрансу России скорректировать нормативную правовую базу по определению отдельного, упрощенного порядка подготовки и аттестации персонала субъектов транспортной инфраструктуры, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности, из числа членов экипажей транспортных средств, имеющих малочисленный состав с целью минимизации финансовых затрат предприятий на выполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности.
2. Представителями ПТБ и СТИ было отмечено, что в соответствии с законодательством в области обеспечения транспортной безопасности защита объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства осуществляется подразделениями транспортной безопасности.
При этом отдельные объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства помимо защиты от актов незаконного вмешательства подлежат охране подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта.
В этой связи у субъектов транспортной инфраструктуры возникают двойные финансовые затраты - на привлечение подразделений транспортной безопасности для защиты от актов незаконного вмешательства и подразделений ведомственной охраны для защиты от противоправных посягательств в рамках охраны объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств.

В целях оптимизации указанных финансовых затрат субъектов транспортной инфраструктуры, предлагается установить, что в рамках защиты от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств обеспечивается в том числе их защита от противоправных посягательств.
Данная поправка позволит исключить дублирование мероприятий, связанных с защитой ОТИ и ТС от актов незаконного вмешательства и охраной транспортного комплекса.
3. Представителями СТИ г. Москвы и Московской области отмечена необходимость отнесения остановочных пунктов «Московские центральные диаметры» к некатегорированным объектам транспортной инфраструктуры с применением к ним единых минимальных требований, с этой целью:
- внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.2016 № 686 «Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, являющихся объектами транспортной инфраструктуры» закрепив в нем понятие данной категории остановочного пункта и предусмотрев их внесение в проекты приказов Минтранса России «Об определении зданий, строений, сооружений, обеспечивающих управление транспортным комплексом, его функционирование, используемые федеральными органами исполнительной власти в области транспорта, их территориальными органами и подведомственными организациями» и «Об определении объектов систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта», предусмотренных к изданию в развитие положений Федерального закона от 02.08.2019 № 270-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности" (далее -ФЗ-270). -
- в первоочередном порядке внести поправку в Приказ Минтранса России от 23.07.15г. № 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности» внести корректировку в отношении изменения «Перечней оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть», в части исключения нормы, обязывающей субъектов транспортной инфраструктуры идентифицировать опасные химические и биологические агенты с учетом положений ФЗ-270.
4. Иные предложения участников Конференции требуют дополнительной проработки экспертами Фонда «Транспортная безопасность» с целью определения целесообразности их реализации при условии поддержания соответствующего уровня защищенности транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

fondtb 1

 

Тел: +7 (495) 988-01-71
Тел: +7 (905) 532-38-98
E-mail: kbu@kbuslug.ru
Адрес: г. Ялта ул. Дражинского, д. 50, ГК «Ялта – Интурист»

tblog